самый старый трамвайный маршрут в Москве
Осторожно - листопад!


Я не ожидал, что трамвайная остановка может перевернуть мое представление о мире, который окружает меня.


Мы изучаем историю разных стран, узнаем о них что-то новое, изучаем события, которые в них происходили, но совсем забываем про историю того, что находится рядом с нами.
Я езжу на трамвае довольно часто и даже не подозревал, что 27 маршрут, с первого взгляда такой простой, может таить столько интересного и неизведанного.
В 1865 году в России было открыто высшее учебное заведение для подготовки специалистов-аграрников — Петровская земледельческая и лесная академия. Она расположилась под Москвой и занимала большую территорию с водоемами и обширными земельными угодьями.
Ситуация с транспортом в Москве в конце XIX века была тяжелой. Основным транспортом были извозчики и «линейки». Петровская сельскохозяйственная академия на тот момент находилась далеко от центра и добраться до нее из Москвы было не просто. Поэтому, после того, как в 1872 году в центре Москвы запустили движение первых конных трамваев, руководство академии стало настаивать на прокладке маршрута «конки» до академии, чтобы студентам и преподавателям было быстро и удобно добираться.
Главный корпус Петровской сельскохозяйственной академии (сейчас Сельскохозяйственной академии
им. Тимирязева)
1886 - конный трамвай
(конка)
История нашего трамвайного маршрута начинается с 1886 года. Именно в этом году Бельгийское общество конно-железных дорог провело линию городской конки от Бутырской заставы (сейчас площадь Савеловского вокзала) до Петровской академии (ныне Сельскохозяйственная академия). Большую часть маршрута конка проходила по лесным массивам. Скорость ее была не большой, 8 км/ч. Естественно, в вагонах не было отопления. Они были холодными, без оконных стекол, и ветер насквозь продувал пассажиров. В плохую погоду приходилось тяжело не только пассажирам, но и лошадям. Так как большая часть маршрута пролегала, по сути в сельской местности, то было много грязи, в которой лошади вязли. Рельсы, конечно, немного упрощали жизнь, но не сильно. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в депо в 8 км от академии. Эксплуатация конки была невыгодна и в результате администрация академии решила заменить конку паровым или электрическим трамваем.
Конка в Москве. 1872-1912 годы
Паровой трамвай на конечной станции возле комплекса сооружений Петровской сельскохозяйственной академии. 1891-1922 годы
1891 год - паровой трамвай (паровичок)
В 1891 году в Москве от Бутырской заставы до Петровской земледельческой и лесной академии пошёл первый паровой трамвай, которого тогдашние москвичи ласково прозвали паровичком.
Паровичок представлял из себя паровой поезд, напоминающий коробку с трубой, выходящей через крышу, с пятью-шестью маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль.
Двигался он со скоростью 25 км/ч и при езде шумел, изрыгая клубы дыма и пара, а, подъезжая к остановкам, очень мелодично гудел. По вагонам, соединявшимся друг с другом переходами в тамбурах, ходил кондуктор. Поскольку в темное время суток вагон освещался двумя тусклыми свечами, кондуктор пользовался ручным фонариком, висевшим у него на груди. За проезд от академии до Бутырской заставы платили 10 копеек. Интересно, что для студентов и преподавателей действовал льготный тариф.
У академии для паровичка были выстроены длинный ангар, слесарный и ремонтный сараи, водонапорная башня. На протяжении всей дороги построили нарядные деревянные остановки.
Паровичок ходил каждые полчаса с семи утра и до половины первого ночи. Работали на линии в две смены, а команда каждого рейса состояла из машиниста и его помощника. Если вагонов было два, то кондуктор был один, если вагонов было больше, то в каждом сидел свой собственный. Был также в составе специальный человек, который был уполномочен разбирать конфликтные ситуации на дороге, в том числе аварии.
Появление нового вида транспорта стало большим событием для москвичей. В газетах писали, что в честь открытия маршрута был устроен званый обед с оркестром.
«В 1914 году я был кондуктором московского трамвая. Две недели нас гоняли по линии «Б» и по другим окраинным линиям, а потом, в виде законного отдыха, переводили на два-три дня на «паровичок». «Паровичок» ходил в Петровско-Разумовское, до академии. Трамвая еще не было. Паровоз, похожий на вокзальный самовар, фальшиво посвистывая, тащил четыре прицепных растерзанных вагона.
Была поздняя осень. Учебный год уже начался, но в Петровском стояла глухая тишина, свойственная крепостным городам и дворцовым поместьям. Почти всегда мы ходили порожняком. Лишь изредка возили упитанных и румяных студентов и древних профессоров. Профессора внушали страх своей насупленностью.
С тех пор у меня о Петровском осталось впечатление, слагавшееся из трех элементов: тишины, безлюдья и идиллической калины, красневшей в профессорских садах».
К. Паустовский, очерк «Колхозная академия» (1930).

«Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было.
Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам «паровичка». Берёзовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа. Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нём. Громады лип и клёнов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края…
Я смотрел, как дым из трубы «паровичка» обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным».
К. Паустовский, «Повесть о жизни» (книга «Беспокойная юность») рассказ «Медная линия».

Писатель Константин Паустовский
Известный писатель Константин Паустовский, подрабатывавший в 1910-е годы кондуктором оставил самые известные воспоминания о паровом трамвае. Он вспоминал, что работа на других трамвайных маршрутах была изнурительна, а руки были вечно зелёные из-за медных монет, которыми расплачиваются пассажиры. Поэтому работа кондуктора на линии до Петровской академии ввиду ее малолюдности считалась легкой и даже приятной: ведь трамвай шел по загородному парку и возил интеллигентную публику.
«Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на „паровичок“. Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке — самая „дачная“ линия в Москве».
Электрический трамвай на кольце перед зданием Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
1925-1940 годы
1922 - Электрический трамвай
В начале XX века в Москве начал быстро развиваться новый вид транспорта — электрический трамвай.
К тому времени конка уже исчезла с улиц Москвы, но паровичок все еще продолжал возить пассажиров
на дачи и к Петровской академии. Он пережил Мировую войну, две революции, включение Петровско-Разумовского в состав Москвы (1917), разруху. Только в 1922 году, когда Московский трамвай оправился от тяжелейшего кризиса «смутных времён», линию до Петровской академии электрифицировали.
Летом профессор Академии, знаменитый агроном А. Ф. Фортунатов со своими студентами устраивает торжественные проводы последнему паровичку и встречу электрического трамвая.
Преемником паровичка стал 12-ый маршрут. В маленьком сквере между корпусами академии было оборудовано кольцо для разворота трамвая, а в 1923 году линию сделали двухполосной и продлили дальше, до Михалкова (Коптевского рынка). После Войны 12 маршрут объединили с другим старейшем московским маршрутом 27, открытым еще в 1912 году. Этот новый маршрут, проложенный из центра города мимо Сельскохозяйственной академии в Коптево, стал носит номер 27. Трассу паровичка он повторял уже не полностью.
В настоящее время Маршрут трамвая № 27 проходит от станции метро «Дмитровская» мимо Тимирязевской академии до станции метро «Войковская».
ОСТОРОЖНО, ЛИСТОПАД!

Когда-то, в 60-е, во многих местах над трамвайными путями висели таблички «Осторожно листопад». Была в этом какая-то поэзия, что ли: рельсы, листопад, вагоны трамвая…
Теперь таких табличек не встретишь. Может, деревьев меньше стало? Или поэзии…

Осторожно — листопад!

Автор: Леонид Завальнюк, 1959

Я не видел, я не знаю замечательней поры —

Осень пала золотая на московские дворы.

Не заметить невозможно — всюду надписи висят:

«Осторожно. Осторожно! Осторожно — листопад!»

Тополя горят, как спички, сколько рыжего огня!

Синеглазая москвичка посмотрела на меня.

Смотрит долго и тревожно, ну, а если я женат?..

«Осторожно. Осторожно! Осторожно – листопад!»…


На трамвайной дороге плакат…

Автор: Василий Федоров

На трамвайной дороге плакат:

«Осторожнее — листопад!»

Опадают и скверы и рощи,

Мокнут листья в дождливой тоске.

Что трамваю! Душе моей проще

Поскользнуться на желтом листке ...


Осторожно, листопад

Осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивается предупреждающий знак «Осторожно, листопад!»
Таким образом водителей предупреждают,
что из-за опавшей листвы сцепление колес с рельсами на этом участке ослабло, что может привести к более длинному тормозному пути.
При листопаде тормозной путь увеличивается почти в три раза.
Маршрут № 27 считается самым старым из ныне действующих трамвайных маршрутов в Москве, несмотря на то что старый маршрут сохранился лишь частично. Его возраст уже перевалил за 100 лет. Где-то 2−3 километра нынешнего 27 маршрута — это наследие трассы парового трамвая.
На остановке «Красностуденческий проезд» даже сохранился остановочный павильон, по легендам, помнящий ещё времена паровичка академии. А рядом с остановкой, над трамвайными путями, висел знак: «Осторожно, листопад», который напоминал водителям о том, что нужно быть внимательнее осенью.
За прошедшие годы остановка сильно изменилась, еë облик стал напоминать заброшенное здание, до которого никому нет дела, и в каком-то смысле так оно и было. Она выглядела совсем плачевно, хотя много лет назад встречала и провожала паровички. Но в 2016 году индвидуальный предприниматель не смогла равнодушно смотреть на эту остановку, которая лишь отталкивала своим видом, и решила её выкупить, чтобы отреставрировать. В 2017 году остановке присвоили статус памятника культурного наследия города Москвы. После реставрации остановка выглядит почти так же, как в 19 веке, даже еще лучше. Теперь в ней открылось кафе, в котором морозным днём люди могут согреться, а летом спастись от жары. И так же как во времена Паустовского эта остановка встречает и провожает трамваи.

Репортаж программы Вести 24 «В Москве отреставрировали старейшую остановку общественного транспорта», 15 августа 2018

Своей работой я хотел привлечь внимание к истории своего родного района. На примере обычного трамвайного маршрута, показать насколько увлекательным может быть путешествие в историю. Каждый раз, когда я начинал исследовать какой-то исторический аспект, открывались всё новые факты и детали. Чем дальше я продвигался в своих исследованиях, тем больше я понимал, что работа над этой темой никогда не будет полностью завершена. Будет всегда что-то новое и увлекательное, что ждет своего открытия.

Собранной мной информации так много, что ее хватит для оформления специального тематического трамвая, который рассказывал бы о истории развития московского трамвая, о Сельскохозяйственной академии и Паустовском, о поэзии и осени. Я думаю, это был бы самый любимый и популярный трамвай на маршруте 27.

Федор Блохин
ученик 10 медиакласса ГБОУ Школа №1454 "Тимирязевская"
медиапроект "Осторожно - листопад!" 2024 год
руководитель проекта Станислав Муневич


В проекте использованы материалы
книга "50 лет Высшей Сельскохозяйственной Школы в Петровском-Разумовском" (1917),
проект "Московский трамвай", проект "Соломенная сторожка", книга "История Московского трамвая" (1999)