КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Сегодня я хочу поговорить о чём-то, что, может быть, не стоит на первых строчках наших плейлистов, но точно заслуживает нашего внимания. Да, речь о классической музыке и о том, почему многим из нас она кажется чем-то из далёкого прошлого.

Во-первых, давайте определимся, что мы подразумеваем под «классической музыкой». Обычно это произведения, написанные композиторами с конца 16-го до начала 20-го века — от эпохи Возрождения до начала современности. Имена, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, вероятно, знакомы каждому из вас.

Я часто слышу разговоры о том, что классическая музыка — это скучно и не для нашего поколения. Но я думаю иначе. Классическая музыка не просто набор нот и мелодий прошлых веков, это особый язык, который может многое рассказать о жизни, истории и чувствах.

Для молодежи, которая привыкла к быстрой смене впечатлений и повсеместному присутствию поп-музыки, классика может стать настоящим открытием. Она учит нас слушать и слышать, развивает внимание и память. Когда мы слушаем сложные композиции, наш мозг работает интенсивнее: мы учимся различать инструменты, тембры, музыкальные фразы. Это похоже на упражнения для ума, которые делают нас более сосредоточенными и умственно активными. Она заставляет задуматься о вечных вопросах, воспитывает вкус и чувство прекрасного.

Наконец, классическая музыка — это способ отдохнуть от бесконечного потока информации и стресса. Она помогает найти внутренний баланс и гармонию, научиться ценить моменты спокойствия и размышления. В современном мире, где постоянно что-то происходит, это может стать настоящим спасением для нашего поколения.

Карта музыкальных предпочтений пользователей
Яндекс.Музыки
Яндекс составил карту, которая показывает размер и сходство аудиторий разных исполнителей на Яндекс.Музыке. Размер круга пропорционален количеству российских пользователей, которые хотя бы один раз слушали этого музыканта в течение года. Чем ближе круги друг к другу, тем больше у исполнителей общих слушателей.
Карту можно приближать и отдалять. На максимальном уровне приближения показаны 1000 самых популярных исполнителей. На следующих трёх уровнях — исполнители, которых за год хотя бы раз слушали не менее 1, 3 и 5 млн пользователей соответственно.

Нажмите на картинку, чтобы попасть на страницу «Карта музыкальных предпочтений пользователей Яндекс.Музыки» за 2013 год. (https://yandex.ru/company/researches/2013/ya_music_13)
Как мы видим из карты «Музыкальных предпочтений пользователей», только 4 композитора набирают за год более 1 млн пользователей на ЯндексМузыке, еще 10 композиторов набирают более 1 000 пользователей в год. И это ничтожно мало по сравнению с другими популярными исполнителями.

Так почему же классическая музыка не находит такого широкого отклика среди современной молодежи? Одна из основных причин — изменение культурных предпочтений. В мире, где господствуют поп-культура, рок, хип-хоп и электронная музыка, классические произведения могут казаться устаревшими или не соответствующими современным ритмам жизни. К тому же, многие молодые люди не получают достаточного введения в классическую музыку, чтобы оценить её глубину и красоту.

Также важно отметить, что многие концертные залы и музыкальные институты поддерживают довольно консервативный подход к продвижению классической музыки, что может создавать барьеры для молодежи. Строгий этикет, высокие цены на билеты и не всегда понятная программа — все это может отталкивать новое поколение слушателей.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, выдающийся советский композитор

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Вопрос о том, можно ли «исправить» ситуацию и снова привлечь внимание к классической музыке, остаётся открытым.

Но я думаю, мы можем это изменить. Как? Да вот несколько идей:


Образование, но без занудства Давайте делать уроки музыки крутыми. Почему бы не сделать уроки музыки похожими на YouTube-видео или подкасты, где можно не только слушать, но и видеть, что происходит за кулисами той или иной композиции?


Технологии врываются в игру Классика в наушниках? Почему бы и нет! Стриминговые сервисы могли бы создать специальные плейлисты для тех, кто хочет погрузиться в мир классики без покупки билета в оперу!


Без галстуков Концерты классической музыки могут быть и в парке, и в кафе. Почему бы не организовать музыкальные флешмобы или концерты, где можно прийти в джинсах и кроссовках?

Как ученик современной школы, я хотел бы поделиться свежей идеей, которая, как мне кажется, могла бы кардинально изменить наше отношение к классической музыке. Представьте себе: вместо обычного звонка, объявляющего начало и конец уроков, звучат фрагменты произведений Моцарта, Бетховена, Чайковского и других великих композиторов.

Как же это поможет нам, ученикам, полюбить и понять классическую музыку? Прежде всего, когда мы слушаем музыку регулярно, она становится частью нашей повседневной жизни. Мозг начинает узнавать мелодии и ритмы, и они становятся знакомыми. Есть такое понятие, как «эффект простого воздействия». Это когда вещи, которые мы регулярно слышим или видим, начинают нам нравиться больше с течением времени. Это объясняется тем, что мозг предпочитает то, что ему уже знакомо. Поэтому, когда мы слушаем определённую музыку снова и снова, мы начинаем к ней привыкать и любить её, даже если сначала она нам не очень нравилась.


И с сентября 2023 года у нас в школе каждый месяц звонками рулит новый композитор, в коридорах висят плакаты с его портретом, биографией и произведения, которые звучат в качестве звонка. В начале месяца ведущие школьных новостей в прямом эфире рассказывают о композиторе месяца и знакомят зрителей с его жизнью.

Плакаты школьной видеостудии «Студия Мечты» с композитором месяца

Как же это преобразило школьную атмосферу? Давайте разбираться. Во-первых, каждый звонок стал маленьким музыкальным путешествием. Мы начинаем свой день не с резкого звука, а с вдохновляющей мелодии, которая настраивает нас на учебный лад. Со временем мы стали узнавать эти мелодии, и они стали частью нашего школьного опыта. Плакаты и сюжеты в школьных новостях добавили историю к музыке.

Чтобы привлечь внимание к проекту иногда в школьные звонки мы включаем музыку-обманку. Вместо произведения «композитора месяца» на одной из перемен звучит произведение другого великого мастера, и у ребят есть возможность найти ошибку и получить ценный приз.


Выпуск школьной программы «Короткие новости. Угадай мелодию», от видеостудии «Студия мечты»,

который раскрывает тайну закравшейся музыкальной ошибки, октябрь 2023 год

Да, кто-то может сказать, что классика для школьных звонков — это старомодно. Но подумайте: в прошлом классическая музыка была частью повседневной жизни, и люди были более знакомы с ней, чем мы сейчас. Сейчас мы утратили эту связь, и, может быть, именно так мы сможем её восстановить.

К тому же, классика в школе — это не только о музыке. Это о воспитании культуры и развитии вкуса. Это может вдохновить нас на изучение других форм искусства и, возможно, открыть таланты, о которых мы даже не подозревали.

В конце концов, представьте, как было бы круто, если бы мы, подростки, могли узнавать классические мелодии так же легко, как и последний хит из топ-чарта. Так что давайте дадим классике шанс зазвучать в нашей школьной жизни, и, возможно, откроем для себя что-то новое и удивительное!

Иванников Кирилл
ученик 11 медиакласса ГБОУ Школа №1454 "Тимирязевская"
руководитель проекта Станислав Муневич
медиапроект 2024 год